Православная Церковь Божией Матери «Державная» и её этика
Православная Церковь Божией Матери «Державная» (далее ПЦБМД, церковь) — современная российская религиозная организация, которая является одним из новых религиозных движений, однако стремится к возрождению древних духовных христианских традиций.
Духовным лидером ПЦБМД является Вениамин Яковлевич Береславский. В церкви его называют «Блаженный Иоанн» или «Блаженный Иоанн Богомил». Чаще всего в различных публикациях его именуют Иоанном Береславским, — в данной статье будем следовать этой традиции.
Иоанн Береславский родился в 1946 году в Москве, закончил Музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова,
затем — Московский государственный педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза. В последующем преподавал английский язык, занимался литературной деятельностью. Рано начал интересоваться вопросами духовности и различными религиями.
Иоанн Береславский много путешествовал по святым местам, монастырям, искал наставника и духовного учителя. В 1980 году крестился в Русской Православной Церкви.
Своё первое откровение от Божьей Матери получил в 1984 году в Смоленске, в Троицком соборе перед иконой
Божией Матери Смоленской «Одигитрия» («Путеводительница»). Богоматерь призвала Иоанна стать учителем новой духовной школы христианства третьего тысячелетия через всецелое вручение себя покровительству и Покрову Девы Марии. С этого времени, по свидетельству Иоанна Береславского, Богородица постоянно открывается ему и делится духовными откровениями о
судьбах мира, России, пути спасения души и построения истинной христианской церкви.
Постепенно вокруг Иоанна Береславского стала складываться группа последователей, которая принимала его
как пророка, призванного Божьей Матерью к служению и получающего от неё откровения.
Иоанн Береславский в 1985 году был пострижен в монашество и рукоположен в сан священника Истинно-православной (катакомбной) церкви. В 1990 году получил епископскую хиротонию (посвящение в сан епископа) от митрополита Украинской автокефальной православной церкви Иоанна Боднарчука.
Деятельность Иоанна Береславского привела к росту общины и необходимости в регистрации для осуществления религиозной деятельности. 31 июля 1992 года управлением юстиции исполнительного комитета Московского городского Совета народных депутатов было зарегистрировано религиозное объединение «Община Церкви Божией Матери Преображающейся».
На конец 2017 года централизованная религиозная организация Православная Церковь Божией Матери «Державная», как в настоящее время называется церковь, имеет 17 местных организаций (общин). Они находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Твери, Саратове, Иркутске, Нижнем Новгороде, Ярославле и других городах России. Есть последователи ПЦБМД и за рубежом, в таких странах, как Украина, Белоруссия, Грузия, Хорватия, США, Израиль, Испания, Италия, Франция, Япония.
В России, по данным церкви, насчитывается около 15 тысяч последователей, а в мире — до 100 тысяч.
Необходимо учитывать, что используемое в названии церкви слово «православная» не подразумевает вхождения в состав Русской Православной Церкви. Члены ПЦБМД называют себя последователями «богородичной ветви святого Православия» и «богородичной ветвью Истинно Православной (Катакомбной) Церкви».
Корпус Священных Писаний и церковные Таинства
В корпус Священных Писаний ПЦБМД входят: Священное Писание (Библия) и Священное Предание, в том числе учение Отцов церкви447 II–VIII вв., а также Откровения Божией Матери (более 40 книг); личные откровения Иоанна Береславского; откровения святой матушки Евфросинии; откровения, полученные от соловецких старцев (8 книг).
Состав Священных Писаний в ПЦБМД пополняется новыми откровениями, которые получает Иоанн Береславский от Богоматери, а также от других святых. На сегодняшний день насчитывается около 400 книг и 300 брошюр, написанных Иоанном Береславским. Они включают более 40 книг, посвящённых Откровениям Божией Матери. Сам принцип непрерывности откровений для последователей церкви является доказательством избранности Блаженного Иоанна в качестве пророка.
Церковь совершает семь православных Таинств — это крещение, миропомазание451, евхаристия, покаяние, брак, священство и елеосвящение.
Богородичное движение в России и в мире
В 1997 году церковь издала «Державный катехизис», который не входит в корпус Священных Писаний, но является вводной книгой в теологию церкви, дающей понимание основ и важных положений вероучения. Катехизис состоит из девяти глав. Основная часть
Катехизиса посвящена Божией Матери как ключевой фигуре церкви, её фундаменту, благодаря которой и возможно обретение истинной веры. Три главы Катехизиса напрямую связаны с Божией Матерью — это «Домостроительство Лиц Святой Троицы и Божией матери», «Учение о Непорочном начале» и «Миссия Божией Матери в последние времена». Богородица часто упоминается и в других главах «Державного катехизиса».
В 2003 году ПЦБМД издала большой труд Иоанна Береславского «Явления Божией Матери с первого по XX век», в котором автор описывает важнейшие явления и откровения Божией Матери в разных странах.
ПЦБМД называет себя Богородичной церковью, особенностью которой является ревностное почитание Божией Матери. Первоначальная христианская церковь была, по учению церкви, «богородицецентрична». Первые тексты, иконы, литургии, устная традиция отводила Богородице центральное место, считая её Матерью мира, Царицей неба и земли, Наставницей апостолов и Путеводительницей святых. Но со временем «богородицецентричность» была утрачена.
ПЦБМД является представительницей богородичного (марианского) движения в России. Православной Церковью Божией Матери «Державная» Дева Мария признаётся Царицей неба и земли, стоящей во главе Великого Собора всех святых, Матерью Новой Святой Руси.
Иоанн Береславский изучал откровения Божией Матери, полученные в разное время и в разных странах мира, посещал известные места, где были зафиксированы явления Божией Матери, встречался с представителями многих международных марианских (богородичных) организаций. Со временем ПЦБМД стала поддерживать контакты с международными марианскими объединениями, состоящими, по преимуществу, из представителей католицизма.
Большую роль в развитии и упрочении марианского мирового движения сыграл один из самых известных Римских Пап, 264-й глава Римско-католической церкви Иоанн Павел II (1978–2005), которого называют самым марианским из всех Пап. В частности, он разрешил создание марианских объединений в рамках католической церкви, способствовал публикации многих откровений, полученных в разных местах мира от Богородицы, при условии их непротиворечивости католическому учению.
Некоторые этические идеи в богословии Православной Церкви Божией Матери «Державная»
Развивая богословие, Церковь следует Священному Писанию и Священному Преданию православной греко-кафолической Церкви, принимает семь вселенских Соборов святых Отцов, апостольские правила и каноны Православной Церкви.
В своём учении и жизни Церковь следует традиции живой веры и святости, наследуемой через подвижников-нестяжателей Святой Руси (святых Нила Сорского, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, патриарха Тихона и др.), утверждавших Русь духом мира, святой любви и Евангельской правды.
Церковь принимает Российские Откровения Господа и Пречистой Девы православным старцам ХIХ–ХХI вв., продолжающиеся поныне в лоне православной церкви, в том числе откровения, полученные Иоанном Береславским, в первую очередь, непосредственно от Божьей
Матери.
По учению ПЦБМД, существующая сейчас земная цивилизация — 84-я по счёту. Эта эпоха характеризуется как время рождения новой богоцивилизации, поворота от зла к добру, от тьмы к свету. Сейчас пришло время, когда добро начинает проникать в сердца человеческие, вытесняя зло, и человечество начинает поворачиваться в сторону добра, восстанавливаются два главных принципа церкви: почитание Богоматери и нестяжательство. Божья Матерь в откровении указала, что сейчас начинается поворот к свету и в будущем Россия станет Новой Святой Русью.
В церкви постоянно звучит тема необходимости личного, церковного и общечеловеческого покаяния для обретения покровительства и покрова Девы Марии как условия для спасения человечества от апокалиптических бедствий.
ПЦБМД признаёт разделение христианства на православную и католическую церкви и последующие за этим религиозные распри, ненависть и войны, не утихнувшие и до сих пор, за величайшую трагедию человечества. Православная Церковь Божией Матери «Державная» неустанно взывает к установлению диалога мира и святой любви, ищет общее и соединяющее, а не разделяющее, — сохраняя при этом особенности исторически сложившихся богослужебных и обрядовых традиций. В июне 1993 года в Санкт-Петербурге ПЦБМД провела первый всероссийский Покаянный Собор, где от лица всей России было принесено покаяние за конфессиональную нетерпимость, осуждение инославных, преследования старообрядцев.
Важным в теологии ПЦБМД является понятие совести — частицы божества в человеке. Если духовная совесть, преображённая и просветлённая благодатью свыше, есть, то с человеком Бог. Нет совести, нет и Бога. Критерий наличия совести является универсальным для последователей Иоанна Береславского, определяющим сущность не только человека, но и различных социальных институтов: церкви, государства, цивилизации.
Этические нормы, проповедуемые ПЦБМД
Как говорится в уставе ПЦБМД, одной из задач церкви является «содействие в формировании высоконравственного, здорового образа жизни, благочестивой и крепкой семьи».
В церкви приветствуется отказ от мясной пищи. Употребление мяса допускается по рекомендации врачей, а также как необходимое питание для детей и подростков. Эти вопросы обсуждаются в общении с духовником и являются частными в жизни прихожан, никакого вмешательства в их личную жизнь не допускается.
Практикуется отказ от алкоголя, курения и наркотиков. Последователи ПЦБМД стараются вести здоровый образ жизни. Блаженный Иоанн, переживший сердечное заболевание, рекомендует ежедневные часовые прогулки на свежем воздухе, он разработал комплекс физических и дыхательных упражнений, соединив их с духовными практиками. Но следовать этим рекомендациям или нет — личное решение каждого.
Церковь исповедует принцип «девства», которое не равнозначно целибату в католичестве. «Девство» — это особая чистота сердца и помыслов, чистота духовная физическая.
Большое внимание в церкви уделяется семье, отношения в которой строятся по примеру отношений Святого Семейства: как образец для подражания предлагается Августейшее семейство императора Николая и императрицы Александры.
Выступая за крепкие ответственные семейные отношения, за особую духовную близость супругов, церковь не отменяет интимные отношения внутри семьи, рекомендуя их только для продолжения рода, а не для удовлетворения плотских желаний. Как правило, семьи
последователей ПЦБМД — многодетные.
Личная жизнь прихожан является их свободным выбором и никак не регламентируется, духовные рекомендации даются духовником или священником, если к нему обращаются с личными вопросами.
В ПЦБМД практикуется пост как особый вид духовной практики, смысл которого, конечно, больше, чем простой отказ от пищи. Пост (на хлебе и воде) бывает нескольких видов: недельный; двухнедельный; cорокадневный (в отдельных случаях по желанию подвижников).
Некоторые последователи ПЦБМД выступают против войн, считая, что заповедь «Не убий» носит универсальный характер и в возможной ситуации угрозы для своей жизни лучше смиренно принять смерть, чем отнять жизнь врага. Другие последователи церкви считают необходимым принять все меры для разрешения ситуации мирным путём, но в случае невозможности этого, допускают применение силы как проявление праведного гнева на беззаконие по примеру Христа, изгнавшего торгующих из храма. Жертвенное служение защитника Отечества, богатыря, вставшего под покров Царицы Небесной, ставится наравне с высоким духовным подвигом. По откровению Богородицы, на небесах в соборе святых «больше военных, чем монахов». ПЦБМД осуждает аборты, считая их одним из страшных грехов, требующих множественных покаянных молитв. Отрицательно относится к ЭКО (экстракорпоральному оплодотворению), эвтаназии, клонированию.
Структура Церкви
Во главе небесной церкви стоят Иисус Христос и Богородица, а в земном её устройстве — духовный старец, Иоанн Береславский, который является духовным руководителем ПЦБМД455. Ему помогают Собор епископов, священники (старшие и младшие) и матушки дьякониссы, и завершают иерархию церкви миряне.
Согласно уставу, все полномочия по руководству церкви сейчас лежат на Соборе епископов, который свободен в принятии решений по внутренним и внешним вопросам, касающимся церкви в России. В случае необходимости, при возникновении сложных вопросов, Собор епископов консультируется с Иоанном Береславским (по телефону, скайпу или электронной почте).
Для совершенствования окормления церкви, духовной поддержки её членов Иоанн Береславский проводит беседы (по скайпу), на которых обсуждаются различные вопросы и даются духовные наставления. Церковь использует Интернет: есть несколько сайтов
церкви и отдельных общин (Санкт-Петербург, Тверь), есть сайт, который успешно распространяет книги, написанные Блаженным Иоанном или членами церкви (издательство работает только для обеспечения внутренних потребностей церкви и не занимается коммерческой деятельностью).
Проповедническая и социальная деятельность ПЦБМД
Можно выделить четыре основных периода в истории ПЦБМД.
Первый период развития церкви продолжался с 1982 по 1991 год, когда вокруг Иоанна формировалась группа единомышленников, они считали себя принадлежащими к Катакомбной церкви и действовали в подполье.
Второй период приходится на 1991–1999 гг. — это было время активной проповеди и социальной деятельности. В 1991 г. в Москве был зарегистрирован просветительский фонд «Богородичный центр», в 1993 году переименован в фонд «Новая Святая Русь» (в 1999 году
прекратил действовать). ПЦБМД стала известна своей миссионерской деятельностью, эмоциональными богослужениями, а также строгими правилами монашеской жизни.
Третий период развития ПЦБМД начался в 1999–2000 гг. и завершился во второй половине 2000-х гг. Основные аскетические нормы были отменены, а Иоанн Береславский стал проповедовать открытое для всех марианское православие. Были установлены связи с марианскими движениями за рубежом, миссионерская деятельность стала сочетаться с культурными акциями — выставками, театральными мистериями, изданием книг.
Церковь в этот период проводила много мероприятий в различных городах России — устраивала семинары и круглые столы, выставки и лекции на различные духовно-нравственные темы. В помещениях церкви организовывалась раздача гуманитарной помощи, проводились благотворительные обеды для тех, кто в этом нуждался, также совершались служения в тюрьмах и больницах.
Четвёртый период в истории ПЦБМД начался в 2006–2007 гг. и продолжается до настоящего времени. Публичная деятельность ПЦБМД начала встречать всё более активное неприятие со стороны правоохранительных органов, борцов с «сектами», представителей
Русской Православной Церкви. Всё это привело к тому, что ПЦБМД вновь перешла на «полуподпольное» положение. В 2010-е годы церковь перестала вести широкую миссионерскую и социальную деятельность, в том числе проводить благотворительные программы, устраивать выставки и театральные представления духовных
мистерий на различные темы.
Нравственные установки Православной Церкви Божией Матери «Державная» и выживание человечества в XXI веке
Православная Церковь Божией Матери «Державная» и её духовный руководитель Иоанн Береславский стали примером нового религиозного движения, в котором соединились элементы православия с марианскими (ревностно почитающими Божию Матерь и пророчества, получаемые от неё) движениями в разных странах мира. ПЦБМД вышла за пределы России, её последователи появились и в зарубежных странах.
Иоанн Береславский сформулировал нравственноэтические позиции по основным актуальным вопросам современности. Он учит о важности высоких моральных отношений в семье, целомудренности в браке и вне брака, о воспитании детей в духе уважения к родителям. Большое внимание в церкви уделяется пропаганде здорового образа жизни как фактора не столько физического, сколько духовного, оказывающего большое влияние на нравственную чистоту души и тела. Отказ от алкоголя, курения, наркотиков — это один из важных принципов Православной Церкви Божьей Матери «Державная».
Нравственно-этические установки Православной Церкви Божией Матери «Державная» основаны на традиционных нравственных ценностях, укрепление которых способствует выживанию человечества в XXI веке.
Тверь - один из замечательнейших древнерусских городов России.
Кто будет знакомиться с его достопримечательностями, тот неминуемо обратит внимание на небольшой храмовый комплекс среди жилых домов на набережной Лазури по улице Ротмистрова, д.14 «А». На металлической табличке, укреплённой на здании храма, каждый впервые входящий может с удивлением прочитать: «Православная Церковь Божией Матери Державная. Храм Новомучеников Российских. Истинно Православная Катакомбная Церковь». Да, уже в названии много необычного и оригинального, требующего пояснений.
Религиоведческое исследование
Современная Россия характеризуется самым широким спектром религиозной жизни. Православие (в понимании термина государственными органами и религиоведами) в РФ представлено Русской Православной Церковью, старообрядческими объединениями, а также рядом иных православных организаций русской традиции.
Новоявленные пророки и новые религиозные движения, вопреки расхожим мнениям, не являются в большинстве своем безумными и порочными. Они, в первую очередь, в наиболее заостренной форме выражают народные чаяния, самые популярные идеи и надежды, которые не могут по тем или иным причинам выразить ни деятели культуры, ни представители традиционной религии. Когда создается идейный вакуум, его сразу заполняют новообразованные религиозные общины, для которых вера – это яркое выражение всего того, что есть в религии, народе и в истории родной земли. Другое дело, что понимание обычных для всех ценностей в новых религиозных движениях иногда весьма своеобразное.
Основа мировоззрения Богородичной церкви - это соединение православия и русской интеллигентской культуры, признающей авторитет старцев, писателей, художников, царской семьи, поэтов Серебряного века.
В рамках официальной идеологии Русской православной церкви отождествление православия и русской культуры является настолько общим местом, что странно даже представить, что этого общественности и не хватало в православии. Православная форма и пророческое христианство создали церковь, о которой мечтает любой восторженно и романтично настроенный русский интеллигент. Для многих последователей этой церкви мечта сбылась.
Религиозное движение, возникшее в конце 1980-х годов в результате проповеди архиепископа Иоанна (Вениамина) Береславского, — Православная церковь Божией Матери Державной (ЦБМД) — было связано с российской народной православной традицией, с миром старцев и стариц, легендами и пророчествами, постоянно возникающими в околомонастырской среде.
Cегодняшняя Богородичная церковь свою духовную основу имеет в глубине веков раннего неразделенного христианства. Туда же уходят истоки богородичного движения, которое обрело свою организацию в западном христианстве в XIX веке (Легион Марии), а в восточном в конце XX в.
В своем учении и жизни последователи современного богородичного движения продолжают, как они полагают, традиции живой веры и святости, наследуемые от Апостолов и Отцов Церкви через св. старцев–нестяжателей, подвижников Святой Руси. Это преемство они также связывают с апостолом Андреем Первозванным. Он передавал дары веры, как говорят, от сердца к сердцу, по воле Святого Духа, а не по указам князей, на основе которых впоследствии насаждалась официальная вера.
Словарь включает свыше 350 статей религиоведческого, этнологического, социально-психологического, этического, правового и политологического характера, отражающих с разных сторон религиозно-культурную ситуацию в России последнего десятилетия.
Читатель найдет в книге обширную информацию не только о традиционных для России конфессиях (христианстве, исламе, буддизме и др.), но и о различного рода новых религиях и культах (Церковь Объединения, Общество Сознания Кришны, Церковь сайентологии и др.) Большое внимание уделено характеристике особенностей религиозной жизни каждой из наций, народностей и этнических групп, проживающих ныне на территории Российской Федерации.
Издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся проблемами религии, культуры, этнографии, политики.
(с) Издательство «Республика», 1999.
(с) Центр «Религия в современном обществе» Российского независимого института социальных и национальных проблем.
Предлагаемый вниманию читателей энциклопедический словарь «Религиоведение» имеет тезаурус более 1500 слов, включая важнейшие религиозные и религиоведческие понятия, основные религиоведческие дисциплины, методы и подходы к изучению религии.
Словарь содержит статьи о религиях мира, священных книгах, основателях религий и религиозных реформаторах, статьи-персоналии о видных религиозных деятелях, теологах, религиозных философах, религиоведах. Большое внимание в словаре уделяется освещению религиозной ситуации в России и в мире в целом. К работе над словарем были привлечены религиоведы Москвы, Санкт-Петербурга, Благовещенска, Барнаула, Тюмени, Новгорода, Ельца и других городов России.
Местной религиозной организации
Община Православной Церкви Божией Матери Державная г.Твери
и капитального ремонта здания с благоустройством территории
С начала активной деятельности Церкви Дом Милосердия при Храме Новомучеников Российских стал духовным приютом и любимым местом отдыха тверичан и жителей других городов, местом паломничества для тысяч верующих.
В связи с чудом мироточения, а также бескорыстным сердечным служением братьев и сестер милосердия, священников Церкви за несколько лет деятельности Храм посетили десятки тысяч человек.
По просьбе жителей г.Твери и ближайших районов совершаются церковные таинства: крещение, венчание, отпевание.
Настоящая экспертиза проведена в соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1998г., № 565 «О порядке проведения государственной peлигиоведческой экспертизы».