Религиоведческое исследование
Современная Россия характеризуется самым широким спектром религиозной жизни. Православие (в понимании термина государственными органами и религиоведами) в РФ представлено Русской Православной Церковью, старообрядческими объединениями, а также рядом иных православных организаций русской традиции.
В своей научной монографии известный российский ученый религиовед А.Н.Лещинский1 утверждает: «В идеале определяющей целью вероисповедной политики является создание условий, сочетающих обеспечение возможности наиболее полной реализации прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания с обеспечением консолидации и стабильности общества… Таким образом, характеристика изменяющейся религиозной ситуации выявляет место в ней самостоятельных формирований Русского Православия.
Среди этих формирований особняком стоит Православная Церковь Божией Матери Державная с ее выделяющимся духовным лидером и особенностями ее подхода к истории православной церкви, ее учению и организации».
Современное православие богородичной ветви имеет свою духовную основу в глубине веков раннего неразделенного христианства, куда уходят и истоки христианского богородичного движения.
Историософские взгляды представителей богородичного движения в России на свои истоки изложены в многочисленных изданиях. Они суть следующие.
Почитание Богоматери, прославляемой в многообразных формах, было широко распространено с первых веков христианской церкви. После вознесения Иисуса Христа Она 16 лет провела на земле, наставляя апостолов и учеников.
И если с апостолами Господь провел три года, то со Своей Матерью тридцать лет, до начала Евангельского служения. Лишь после наставления от Марии в Сионской горнице апостолы обрели живую веру, в отсутствии которой их упрекал Христос, и смогли принять огненные языки Святого Духа в Пятидесятницу.
Св. Григорий Палама (афонский мистик, которому являлась Богородица, XIV в.) учил, что Святая Дева Мария наставила апостолов в исихазме, тайну которого Ей открыл архангел Гавриил. Затем это преемство живой веры и тайнозрительной молитвы, преемство непосредственного общения со святыми и Пречистой Девой, по убеждениям представителей богородичного движения, передавалось от старца к старцу, вплоть до наших дней.
Для подтверждения своих убеждений они прибегают к многочисленным наставлениям святых отцов, старцев, учителей и богословов восточного и западного направлений христианства, как древних, так и современных, писавших о Деве Марии.
Богословы богородичного движения обращаются к трудам св.Иоанна Дамаскина, созерцателя св. архиепископа Григория Паламы и других церковных авторов, у которых ярко выражено учение о вселенской, путеводительной миссии Богородицы (см., например, «Творения преподобного Иоанна Дамаскина», Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники (перев. свящ. М.Козлова, Д.Е. Афиногенова, 1997), а также «Омилии» (Беседы) св. архиепископа Григория Паламы). Особое чувство к Богоматери ярко выражено и у многих других древних и современных подвижников Христианства.
В своем учении и жизни последователи современного богородичного движения продолжают традиции живой веры и святости, наследуемые от апостолов и отцов Церкви через св. старцев-нестяжателей, подвижников Святой Руси. Это преемство они также связывают с апостолом Андреем Первозванным. Он передавал дары веры, как говорят, от сердца к сердцу, по воле Святого Духа.
Богородичная церковь обращает внимание на то, что через сердца подвижников нестяжательного святого православия, из известных – равноапостольного князя мученика Николая-Аскольда, свв. Антония и Феодосия Киево-Печерских, Нила Сорского, Паисия Величковского, Серафима Саровского, Оптинских старцев, Иоанна Кронштадтского, патриарха св. Тихона, старца Захарии, Феодосия Северокавказского, Евфросиньи Почаевской, Иннокентия и Феодосия Балтских, владыки Серафима (Поздеева), патриарха Истинно Православной (Катакомбной) Церкви (тайного преемника патриарха св.Тихона), Русь приобщалась к духовному миру, святой любви и евангельской правде.
Богородичная церковь также особое внимание обращает на имена знаменитых богословов, гимнографов и песнопевцев, которые в веках запечатлели славу Божией Матери, составив сокровище богородичных молитв и канонов. Ее славили св. Иоанн Дамаскин (+780 г.), св. Феофан Начертанный, митрополит Никейский (IХ век) и св. Иаков Иерусалимский, свв. Константинопольские патриархи Анатолий (V век), Герман (VIII век) и Сергий, св. епископ Косьма Маиумский (+776 г.) и св. Георгий Никомидийский, св. архиепископ Андрей Критский и множество других.
Христианство разработало церковную сокровищницу учения о Богоматери, о Ее служении Господу и человечеству.
Представители современного богородичного движения в учении о своих истоках придают большое значение как библейским откровениям, на основе которых формировалось все христианское учение, так и дальнейшим откровениям, вошедшим в св. Предание. На сегодня существуют различные взгляды на развитие догматических учений. Богословы богородичной ветви обращаются для интерпретации этих двух положений к суждениям богословов вселенского православия.
В частности, иеромонах о.Илларион (Алфееев) (ныне епископ Венский, Московский патриархат), обращается к духовному наследию св. Григория Богослова (IV в.), …выдвигает идею постепенного развития церковной догматики, которое происходит благодаря тому, что он называл «прибавлениями» т.е. благодаря постепенному уточнению и обогащению богословского языка.
В восточном понимании Писание есть часть Предания: Писание выросло из Предания и отражает определенную стадию развития Предания – развития, которое на этой стадии не закончилось. Григорий выразил здесь традиционную для восточно-христианского богословия идею Священного Предания Церкви как главного источника веры.
В Сведениях об основах вероучения и соответствующей ему практики, истории возникновения Местной религиозной организации Община Православной Церкви Божией Матери Державная г.Твери утверждается:
«Церковь признает учение о древлеправославном пренепорочном зачатии Пресвятой Богородицы, светло празднуемом всем Православным миром, и о Ее телесном Вознесении на небо в честном и славном Успении, также празднуемом Православными Церквями, отраженные в трудах св. Отцов (см., например, «Четьи-Минеи» св. Димитрия Ростовского, особенно в первых изданиях, но также и в современных изданиях: напр., «Жития святых, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского», М., Синодальная Типография, 1903, репр. изд., с.180-181 и др.; труды свв. Иоанна Дамаскина, Григория Паламы и др.), а также в богослужебных текстах православной церкви.
При этом речь не идет о католических догматах, принятых западной церковью, но о святоотеческом, литургическом учении греко-кафолической православной церкви, являющимся догматическим источником и непререкаемым авторитетом Церкви. Подобная вероучительная практика распространилась в христианстве начиная с конца II-го века, которая была отражена в учении староверов до никоновских реформ (см., напр., прот. Г.В. Флоровский «Восточные отцы V-VIII веков», М., «Паломник», 1992, 2-е изд., с.135-137, а также «Православный Катехизис»).
В Фатимском откровении 1917 г. о России (явившемся следствием посвящения страны императором Николаем II эгиде Пресвятой Богородицы, Царицы неба и земли, и явления иконы Державной Божией Матери в Коломенском) Пресвятая Дева указала путь и сообщила ключи: посвящение Ее Пренепорочному Сердцу и молитва Розария (Лествица или Богородичное правило в православной традиции).
Представители ПЦБМД утверждают:
«Мы насчитываем восемь очагов истинного православия в истории богородичного христианства (уделы Царицы Небесной):
- Афон, как престол самой Богородицы, духовная школа исихазма и созерцания;
- Киево-Печерская лавра. Свв. Антоний и Феодосий Киево-Печерские и собор старцев-схимников;
- заволжские скиты нестяжателей Нила Сорского;
- Паисий Величковский, монастырь XVIII века (умное делание);
- Духостяжание преп. Серафима Саровского, Дивеевская обитель Серафима – четвертый удел Царицы Небесной;
- Собор Оптинских старцев;
- Соловки – преображение всей христианской церкви во скорбях, Собор соловецких и всероссийских новомучеников;
- Православная Церковь Божией Матери Державная, наследующая от Соловков и от русского старчества прямое преемство печатей и Духа Святого».
К середине 90-х гг. было издано несколько книг, излагающих откровения Богоматери, изданы книги по истории христианской церкви, в которых нашли своё отражение своеобразные подходы к этой истории представителей Богородичной ветви, а также взгляд на историю отечественной православной церкви. Постепенно формируется и культовая практика церкви на основе глубоких традиций православия.
Существует обширная вероучительная литература, она является источником для изучения догматики церкви. Немаловажным источником является подготовленный и изданный церковью в 1997 г. «Державный Катехизис». В нём получает развитие, прежде всего, учение христианской церкви о Божией Матери.
Церковь настаивает на том, что она не порывает с христианской, в частности, православной традицией, а также на том, что, не порывая с традицией, она возвращается к прежним евангельским основам и развивает некоторые стороны традиционного вероучения.
С этой стороны наиболее оригинально у церкви выглядят такие учения, как о Священном Писании, о Богородице, о новой Богородичной церкви, об иерархии, о преображении, о душе, о таинствах, о втором пришествии Христовом и об антихристе, о мире и историко-философское учение, имеющее преломление во взгляде на русскую историю гражданскую и церковную.
Уже в древние времена мы встречаем большое количество высказываний многих отцов Церкви, прославленных старцев, монахов, связанных с почитанием Богоматери. Это особое почитание заметно в литургических текстах, в акафистах, в праздниках, посвящённых Богоматери, а также в посвящении в Её честь престолов. К примеру, Древневосточная Эфиопская церковь отмечает 33 богородичных праздника.
Уже в первое тысячелетие существования христианства было написано множество икон, посвящённых Богоматери, немало из которых стали чудотворными. Во втором тысячелетии можно говорить о некотором спаде в Её почитании, однако некоторые христианские церкви его продолжали.
Православная Церковь Божией Матери Державная на рубеже XX и XXI вв. стремится вернуть усиленное почитание Богоматери, существовавшее в первом тысячелетии христианства. Однако это особое почитание приобрело в деятельности церкви своеобразное содержание и формы. Ещё раз заметим, что учение это строится, прежде всего, на откровениях Богоматери, данных далеко не только архиеп. Иоанну.
Немного отвлекаясь, заметим, что в последние годы богословы церкви уделяют большое внимание изучению истории этих откровений как на Западе, так и в России. Ими завершена и издана книга откровений Божией Матери с I по XX века.
Большое внимание уделяется явлениям и откровениям Богородицы в лоне православия, данным преп. Серафиму Саровскому, Сергию Радонежскому Иоанну Кронштадскому, старцу Силуану Афонскому, соловецкому узнику и исповеднику старцу Сампсону Сиверсу, последнему духовнику Троице-Сергиевой лавры схиархимандриту Захарию, схиигумену Савве, схиигумену Амфилохию Почаевскому и другим подвижникам Православия, что отражено в их житиях, наставлениях и свидетельстве…
Само же создание Православной Церкви Божией Матери Державная как организационной структуры действительно можно определить как одно из социальных явлений нашей современной жизни, проявляющееся в деятельном прославлении Царицы Небесной.
Таким образом, церковь (ПЦБМД) считает, что своим вероучением она возвращает святоотеческое и литургическое учение о непорочном начале новой, святой, благочестивой жизни во Христе, которое несет человечеству Пресвятая Дева, Предстательница о спасении рода человеческого или, говоря теологическим языком, «рода Адамова».
Как и все Христианство, включая Православие, церковь уделяет большое внимание литургической практике. Церковь служит литургию Иоанна Златоуста на русском и церковнославянском языках; богослужебные тексты православной церкви переводят на понятный современному прихожанину язык.
Наряду с традиционными текстами церковь включает молитвы не только о страждущих, о болящих вообще, но и конкретно о наркоманах, бомжах. В традициях богородичного старчества священнослужители обращаются к практике живой молитвы и опыту духостяжательного подвижничества.
Быть церкви ближе к мирянам – вот, пожалуй, главное стремление ее духовенства. С таким духовным стремлением можно встретиться в других частях культовой практики, а также в организационной структуре церкви.
С отдельно существующим, в какой-то степени типовым храмом автор познакомился в Твери. Это первый в России храм, также небольшой храмовый комплекс, посвященный новомученикам российским. В его состав входит Храм Новомучеников Российских, часовня св. Евфросинии и часовня с находящимися в ней мироточащими крестами и иконами.
Храм открыт для посещения верующими, богослужения совершаются почти ежедневно. На территории, как и в других молитвенных зданиях церкви, создана атмосфера, напоминающая Соловецкую Голгофу – булыжники, разбросанные таким образом, что контур этого места напоминает очертания Соловецкого острова. Также растут мхи и травы, которые можно увидеть на Соловках.
Храм Новомучеников Российских небольшой. Он был перестроен из заброшенной котельни – его стены были побелены, возведена колокольня, построена трапезная и небольшая ризница с северной стороны алтаря. В храме есть иконостас с царскими вратами, состоящий из одного чина, до полутора метров в высоту.
Также имеется специальное помещение для исповеди, что отличает его от прочих православных храмов. Именно в этом помещении в июле 1998г., находящийся в храме образ Божией Матери «Таинственная Роза» начал мироточить, а после него многие кресты и иконы.
Одной из святынь храма является мироточащий деревянный крест, находящийся рядом с плачущим образом Богородицы. Он также мироточил, находясь рядом с мироточащей статуей.
Особым почитанием пользуется небольшой, помещаемый на ладони, камень из-под Секирной Горы на Соловках и отрезок колючей проволоки, которой был ограждён Анзерский скит.
Во дворе храма находится маленькая часовня, в ней может расположиться не более пяти человек. С 1998 г. в эту часовню начали собирать мироточащие кресты и иконы. На одном из крестов миро засохло в виде застывших крупных капель. При входе в часовню совершенно ясно ощущается благоухающий (ароматный) запах мира.
С северной стороны храма расположен колодец, вода из которого считается целебной. В воду колодца капают миро. По сторонам колодца расположены купели для омовений (мужская и женская).
Чуть дальше от колодца находится часовня преп. Евфросинии, также очень небольшая по площади. Служители храма совершают в ней уединённые молитвы.
Как и во всём Вселенском Православии, в Богородичной ветви широко почитаются иконы, а также скульптурные изображения Божией Матери и святых.
Державная икона Божией Матери является одной из наиболее чтимых икон в церкви, пожалуй, такого её почитания нет ни в одной другой церкви Вселенского православия. Согласно церковным повествованиям её явление произошло 15 марта 1917 года в день, когда Император Николай II подписал отречение от Российского престола…
В Тверском храме хранится ещё одна, также наиболее чтимая икона Божией Матери «Жена облечённая в Солнце». На этой иконе Божия Матерь стоит над Соловецким островом на фоне солнца.
В Тверском храме Новомучеников Российских находится икона «Братство Серафимово». На ней видим св. Серафима Соловецкого и двенадцать Соловецких старцев, «омывших своими слезами и кровью грехи России». Внизу иконы изображено Белое море, посреди которого Соловецкий остров. Белое море помимо моря, в котором расположены Соловки – символизирует море слёз Богоматери и Соловецких святых. Над островом на иконе изображено облако, на котором стоят св. старцы. Над ними свет от огромного креста. Справа от креста изображена плачущая Богоматерь, стоящая на другом облаке, а в центре креста – Соловецкий Агнец.
Таким образом, Богородичная ветвь русского Православия сохранила в своей основе традиционную структуру церкви. Как это и принято в православии, она живет по своему уставу. По уставу осуществляют свою деятельность её отдельные организационные структуры.
К особенностям в организации ПЦБМД относится не та форма, в которой Церковь существует, а содержание отношений между духовенством и мирянами и в целом между всеми членами Церкви. Чем отличаются эти отношения – это, прежде всего простота, доверчивость, открытость, духовная близость и взаимопомощь между членами Церкви.
Вследствие этого, в результате «покаянного осмысления» трагических вех церковной истории и стремления принести достойные плоды покаяния, а также вследствие изучения, помимо древней апостольской и святоотеческой традиции, современных нам явлений и откровений Пресвятой Девы Марии, Иисуса Христа и святых в ХIХ-ХХI вв., в Церкви Божией Матери постепенно произошло духовное соединение некоторых Западной и Восточной традиций.
Учитывая древний и современный духовный опыт, церковь получила значительный импульс к развитию Христологической и Марианской теологии третьего тысячелетия, к собиранию великой сокровищницы Премудрости. Марианское движение через православие богородичной ветви выходит сегодня на новый уровень.
Церковь не устанавливает и не берет плату за совершение таинств обрядов и треб. Главные материальные поступления в церкви идут от пожертвований. Для них организованы специальные места с установленными ящичками и другими подобными предметами для самостоятельного и добровольного внесения пожертвований прихожанами.
Наряду с распространением православного вероучения (богородичной ветви), Православная Церковь Божией Матери Державная видит свою миссию и в социальном служении. Данную сферу своей деятельности церковь основывает на заповедях Ветхого Завета, на словах, проповедях и деяниях Иисуса Христа, св. апостолов и апостольских мужей, на социальном учении отцов христианской церкви, на деяниях целого сонма её подвижников.
Среди звеньев социального учения выделяется отношение к богатству. Церковь последовательно проводит принципы нестяжания, которым отличалось раннее христианство (православие), его общины, монашеские обители. Она также придерживается традиции нестяжания, которую утверждал Нил Сорский и заволжские старцы-нестяжатели. Современная Богородичная ветвь русского православия действительно не отличается стяжанием богатства и больших материальных ценностей.
В богослужебной практике церковь, при сохранении традиционных средств (атрибутики), символики таинств, вносит свои некоторые особенности.
В своей уставной деятельности Церковь следует принципам Евангельского мира и межконфессионального сотрудничества христианских церквей. В Церкви остается традиционное деление её членов на духовенство и мирян, но заметно стремление к установлению братских доверительных отношений между ними, сплочению и единению во Христе.
При всей бедности церкви, некоторые средства, поступающие от пожертвований, она пускает на благотворительные дела. Эта миссия последовательно проводится с самого момента существования церкви.
Она следует традиционному православному учению и практике, стремится к полному раскрытию духовных и душевных дарований личности, здорового и высоконравственного образа жизни, благочестивой семьи.
Для членов церкви и служителей церковной организации в отношении их гражданских прав и обязанностей не устанавливаются никакие ограничения, кроме традиционно исповедуемых православием.
Следуя традиции Православия, Богородичная церковь против нарушений общественной безопасности и общественного порядка, подрыва государственной безопасности, против действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации. Церковь выступает против пропаганды войны, человеконенавистничества.
Особое внимание церковь уделяет молодым семьям и вступающим в браки. Она выступает за возрождение здоровой семьи, передачу бесценного опыта духовной жизни подрастающему поколению. Волонтеры церкви оказывают духовную и социальную помощь населению, прививая образцы святости. Люди разного возраста получают утешение и помощь, обретая живую веру и надежду на будущее. В настоящее время основные усилия социального служения Богородичной церкви направлены на укрепление семейных устоев, увеличение рождаемости, воспитание целомудренности и благочестия.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие заключения и выводы:
Таким образом, можно выразить сомнения по поводу отнесения исследуемой Богородичной церкви к новым религиозным движениям. Истоки ее уходят вглубь веков. К новому здесь можно отнести, прежде всего, саму организацию церкви, то есть регистрацию общины Богородичной ветви Истинно Православной Церкви, вышедшей из катакомбного состояния, и затем регистрацию централизованной религиозной организации, а также некоторые своеобразные нововведения в культовой практике.
В ней многое, что внешне представляется новым, в сущности своей забытое, но возрождаемое старое.
По материалам научной монографии ученого религиоведа: Анатолий Лещинский. «Особенности богородичного движения в России
(Из опыта социально-философского анализа)» М., РОИР, 2005. 222 с.
Доктор богословия
о.Илья (Попов)
[1] Доктор философских наук, профессор кафедры религиоведения Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета, советник Российской Федерации 2 класса (специалист-эксперт по вопросам государственно-конфессиональных отношений) Анатолий Лещинский. «Особенности богородичного движения в России (Из опыта социально-философского анализа)» М., РОИР, 2005.
222 с. ↩