местная религиозная организация
ОБЩИНА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ДЕРЖАВНАЯ Г.ТВЕРИ

(свидетельство о государственной регистрации религиозной организации от 26 января 1999 г. №10)

Starcy small

Неодносложна мировая история. Периоды расцвета, доброты и света сменяются помрачением, злом. Универсальная духовность, ее цветущие оазисы сменяются кровавыми голгофами, пытками и стонами миллионов невинных жертв.

Нил Сорский – белый старец ХV века. Его соратники и последователи, ниловцы-нестяжатели – противники стяжания благ материальных, преходящих. Стяжатели духа святого и вечных блаженств. Ниловская ветвь была чрезвычайно популярна на Руси.

На Соловьиной горе 

nil sorsk

Нил (в миру Николай Майков, 1433, Москва – 1508 гг., из рода бояр Майковых, по другим источникам родился в крестьянской семье) в поисках Бога в 20 лет приходит в знаменитый тогда Кирилло-Белозерский монастырь. Обученный грамоте, занимается переписыванием книг. Принял постриг и был наставляем у преподобного старца Кирилла.

 И что видит он? Бездуховность, алчность, карьеризм, холодносердечие, фарисейство… Разочарованный, Нил отправляется на поиски старца, духовного отца. Странствуя по Руси, Нил вступает в общение со святыми старцами-богомилами. Те советуют ему отправиться на Соловьиную гору, в Эфес – гору Божией Матери! На Соловьиной горе сама Богородица открывается Нилу, помазует и благословляет его отправиться на Афон, где Ее престол.

Афонский период жизни Нила Сорского 

На Афоне, где в XV веке еще сохранялись старцы и умная молитва не прекращалась, Нил постигает начала умного делания. Там находит огромную библиотеку с фолиантами древних святых отцов в оригинале. Подвижник не выходит из библиотеки. Изучив в совершенстве греческий, проводит в ней все свободные часы по благословению старца-исихаста. Духовно наставляясь, достигает ступени исихии - полного мира и блаженства. В афонских скитах Нил получает откровение о добротолюбии. Добротолюбие – духовность Афона. Смысл его – доброта (подобрение) как путь спасения и святости (против всех форм зла: насилия, унижения, презрения, рукоприкладства…)

По прошествии длительного времени Нил возвращается с Афона на родину.

Россия была боговидицей 

Нил Сорский, олицетворяя всех святых российских, будучи учеником афонских старцев и почти прямым преемником (в духе) Сергия Радонежского, представляет ветвь созерцательных святых затворнически-скитской ориентации. Они и просияли, как святые, и преподнесли образ Святой Руси. В чем состояла святость? Она давалась теплотой непрестанной внутренней молитвы, внутренним деланием, изумительным образом любви.

 Святой Руси был исключительно свойственен исихазм. Его смысл следующий: необходимо трезвением, глубоким покаянием достичь чистоты сердца, чтобы видеть Бога. Исихазм был особенно свойственен Нилу Сорскому, Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому. Эта созерцательно-мистическая традиция видения Бога (в нетварном свете) и составляла сокровище Святой Руси – Россия была боговидицей в лице своих старцев-отцов. И находилась под покровом Божией Матери.

Трактаты святых отцов переписаны до неузнаваемости! 

Вернувшийся из Афона молодой старец полон вдохновения организовать на Руси скитские общежития: вместо многолюдных монастырей – строить подвижнические скиты на два-три человека (сначала на реке Соре, а затем за Волгой). Нил желает также собрать на Руси духовную библиотеку, подобную Афонской.

Читая славянские переводы святых книг, Нил приходит в ужас: за четыре века после Владимирова крещения трактаты святых отцов переписаны до неузнаваемости! Сколько лжи и превратных образов! С какой легкостью переврано на противоположное!

 У оригинальных отцов – ни слова зла. Только милосердная любовь, терпение, агнчий мир, умная молитва. В переписанных книгах – акцент на ветхозаветный ялдаваофизм. Прямое преемство от раввинов!

 Нил начинает реформу. Собирает братию, устраивает множество скитов. Сам занимается ревизией книг. Ему приходится заново переписывать десятки трактатов святых отцов, освобождая их от привнесений.

Традиция Нила Сорского 

Церковные историки называют Нила Сорского «первым образцом святого интеллигента». Скитская жизнь здесь предполагает не только молитву с рукоделием, но духовные упражнения, чтение святых отцов, переписку, перевод.

 Монахи отличались утонченной интеллектуальностью. В отношениях между ними царила любовь, а всякое принуждение было исключено. Нил зовет их братьями, а не учениками, – «ибо один у нас учитель – Христос». Он зовет их: приснолюбимые, то есть братья мои вечные. И он ставит условием духовного делания – познать, в какой степени ваша жизнь соответствует божественным заповедям.

 За 20 лет популярность ниловских скитов многозначно возрастает. У старца много друзей и учеников среди аристократов (наиболее известный князь Вассиан Патрикеев, бывший боярин). Простолюдины и аристократы потрясены нестяжательной благодатью. Скитяне в краткий срок меняются до неузнаваемости! Достигают святости. Рождаются свыше. Усваивают лик и образ Богородицы!

 Ниловцы-нестяжатели верили в реальность живого божества, доброго, любящего, неотступного от своих детей. Были стяжателями Духа святого, блаженств вечных. Противники стяжания благ материальных, преходящих. Они считали, что главное в человеческой жизни совершается не во внешнем по отношению к человеку мире, а внутри самого человека. Настоящая, соответствующая природе человека жизнь – это жизнь его духа.

 «Устроение внутренней, духовной жизни требует от человека, помимо прочего, достижения определенной степени свободы от внешнего мира, в том числе и от различных мирских благ. При этом нет необходимости стремиться к полному освобождению от внешнего мира – отшельничество в представлении заволжских старцев есть такая же крайность, как жизнь в материальной роскоши. Важно, чтобы внешний мир не мешал внутреннему самоусовершенствованию. Отсюда и проистекала проповедь нестяжания».

Противоборство. Образы иосифлянства 

Разумеется, фарисеи восстают на преподобного Нила.

Огненный столп богомильской духовности Нил Сорский воздвигается против поборника зла – Иосифа Волоцкого (Санина, 1439-1515 гг.) Старец отвергает гонения на инакомыслящих. Отвергает монастыри и монастырскую собственность. Монастырский путь считает бессмысленным ввиду отсутствия цели.

Иосиф, игумен Волоколамского монастыря, имеет власть над самим великим князем московским Иваном III Великим (1440 - 1505 гг.).1 Призывает к «твердой руке», благословляет деспотизм, ходатайствует об умножении собственности монастырей… А в отношении инакомыслящих («еретиков») требует смертных казней. Приводит в пример Рим: крестовые походы, богатство кардиналов, инквизиция… Тех, кто проповедует «неправильную веру», подобает не только ненавидеть или осуждать, но и наносить им раны. Всем христианам – подобает ненавидеть и осуждать еретиков и отступников, а «царям, князьям и мирским судьям подобает посылать их в заточение и предавать лютым казням»2. Волоцкий презирает старчество, ненавидит неотмирского и духовного главу заволжских старцев Нила Сорского, символизирующего архетип России.

 Столкнулись два мира, две истины – царства Божия и мира сего. Противостояние в духе продолжалось более 30 лет. Институциональная и политическая борьба иосифлян (сторонников Иосифа Волоцкого) вылилась в созыв церковных соборов в 1490 и 1503 гг.

 В Новгороде и Москве еще с 1471 г. возникло духовное движение, названное в летописях «новгородско-московской ересью». Новгородцы против деспотичной власти Москвы. В ноябре 1470 г. в Новгороде умер авторитетный и осторожный архиепископ Иона, возглавлявший правительство города. Боярское вече готовит переход Господина Великого Новгорода под власть Литвы. В Москве план борьбы против «изменников веры» был выработан Иваном III c советниками: весной 1471 г. взять город силой. Народ божий выходит с иконами Царицы Небесной, выступая за чистоту древле-православной веры.

 Новгородский архиепископ Геннадий Гонзов (весьма чтил «великого» инквизитора Торквемаду) с другими архиереями направили царю Ивану III петицию с требованием массово казнить еретиков.

На соборе 1490 г. по делу еретиков присутствуют старец Нил и его соратники и едва ли не влияют на самое решение собора. Первоначально все иерархи «стали крепко» и единогласно заявили, что «вся (всех еретиков) сожещи достоин» – а в конце собор ограничивается тем, что проклинает двух-трех «попов-еретиков», лишает их сана и отсылает обратно к Геннадию.

 Важнейшим фактом жизни Нила Сорского был его протест против землевладельческих прав монастырей на соборе 1503 г. в Москве. Когда собор уже близился к концу, Нил Сорский, поддерживаемый другими 6елозерскими старцами, поднял вопрос о монастырских имениях, равнявшихся в то время трети всей государственной территории и бывших причиной деморализации монашества. Ревностным борцом за идею Нила Сорского выступил его ближайший ученик, князь-инок Вассиан Патрикеев.

Волоцкому на этом соборе удалось переломить престарелого больного царя, провести суд и обязать светские власти подчиняться церковным в борьбе с «антицерковными» каликами перехожими. Царь вынужден согласиться. 

starzy goneniyaНачинаются гонения на заволжских, новгородских старцев и по всему Московскому царству. Ивана Курицына, Ивана Максимова, Дмитрия Коновалова приговорили к сожжению в клетке на льду Москвы-реки, архимандрита Кассиана и Некраса Рукавова – сожгли в Новгороде, предварительно отрезав язык. После них еще двенадцать сожгли да прах развеяли… Помощника Нила Вассиана Патрикеева удушили дымом в иосифлянском монастыре... Иосифляне гонят ниловцев, сжигают книги вместе с подвижниками и скитами. Немногие уцелевшие бегут на Соловки, Украину, Валахию… Но чудом сохраняются бережно хранимые трактаты старца Нила.  Нил Сорский мог видеть только начало возбужденной им борьбы; он умер в 1508 г.

 Народ Иосифа почти забыл. Образ Нила Сорского, а через него великих старцев Афонской горы, богородичного удела на земле продолжал сиять в лице подвижников - его учеников, водимых Духом Святым. Паисий Величковский, Дивеево, Оптина пустынь… Преемство Андреево-Иоанновой (ниловской) ветви продолжается. И просияет новым солнцем среди учеников преподобного старца Серафима Саровского в четвертом уделе Пресвятой Богородицы и Белой церкви светильников-духостяжателей! 


 [1] Иван III Васильевич (также Иван Великий; 22 января 1440 — 27 октября 1505) — великий князь Московский с 1462 по 1505 год, государь Всея Руси.   

[2] Иосиф Волоцкий, книга «Просветитель». Слово тринадцатое.   

Видео на Миротверь

Иоанн Богомил

 

>>> В раздел Видео на Миротверь

Музыка на Миротверь

Исполняет Иоанн Богомил

К. В. Глюк, мелодия из оперы Орфей и Эвридика

Л. В. Бетховен, увертюра Эгмонт

>>> В раздел Музыка на Миротверь

Фото на Миротверь

Свидетельство

svidetelstvo o reg1

     Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter