местная религиозная организация
ОБЩИНА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ДЕРЖАВНАЯ Г.ТВЕРИ

(свидетельство о государственной регистрации религиозной организации от 26 января 1999 г. №10)


Xram novomТверь - один из замечательнейших древнерусских городов России.

 Кто будет знакомиться с его достопримечательностями, тот неминуемо обратит внимание на небольшой храмовый комплекс среди жилых домов на набережной Лазури по улице Ротмистрова, д.14 «А». На металлической табличке, укреплённой на здании храма, каждый впервые входящий может с удивлением прочитать: «Православная Церковь Божией Матери Державная. Храм Новомучеников Российских. Истинно Православная Катакомбная Церковь». Да, уже в названии много необычного и оригинального, требующего пояснений.

 

Дело в том, что в храме располагается религиозная община, официально зарегистрированная в 1993г. Отделом юстиции Администрации Тверской области. В свою очередь, община входит в состав Православной Церкви Божией Матери Державная (далее - ПЦ БМД или Богородичная церковь). Под этим названием в качестве свободной независимой централизованной религиозной организации она зарегистрирована Министерством юстиции РФ в 1997г. (на рубеже 80-90 годов в Москве была зарегистрирована «Община Церкви Божией Матери Преображающейся»).

 

Автор настоящей публикации – не просто путешественник или турист.

 

Как религиоведу мне довелось весной этого уходящего года готовить экспертное заключение по тверскому храму, а точнее храмо-культовому комплексу сооружений на предмет их соответствия статусу помещений религиозного назначения. Прежде чем говорить о содержании заключения или моих выводах, необходимо сказать о самой Богородичной церкви.

 

Вероучение и деятельность её, не отвергая основ Вселенского и русского православия, строится на ряде традиций.

 

Первая традиция - старческая, раскрывающая учение древних афонских монахов и русских старцев-нестяжателей, последователей св. Нила Сорского, глубоко почитавших Богоматерь. Их отличало почти непрерывное чтение Псалтыри, частые земные поклоны, омовения в святых источниках. Сюда необходимо включить и особенности духовной староверческой повседневности, ярко выражаемой в дониконианской церковности.

 

Вторая традиция - богородичная, включает в себя следование словам Божией Матери, передаваемым в откровениях духовному главе Богородичной церкви архиепископу Иоанну (Береславскому) и другим современным боговидцам (согласно их информации, в течение года Богоматерь даёт во всём мире примерно 150 откровений), откровения, получаемые христианами Вселенского православия и Римско-Католической Церкви.

 

Особенное почитание Богоматери в Православной Церкви Божией Матери Державная, присущее русскому старчеству (Киево-печерские старцы, св. Сергий Радонежский, св. Серафим Саровский и др.), связано с древлеправославным учением о пренепорочном зачатии Пресвятой Богородицы и о Ее честном и славном Успении, призывание молитвенного Покрова Богоматери. Что указывает на Ее особую роль и участие в исторических судьбах России и всего человечества.

 

Третья традиция - соловецкая, на основе которой разработана своеобразная теология Второй Голгофы, духовного осмысления значения искупительного подвига Новомучеников российских. Особенности соловецкого богослужения отличает возможность крайнего упрощения обрядов, для которых не обязательно наличие дорогих священных сосудов и иной подобной атрибутики.

 

Существуют особые соловецкие чины богослужений, переданные св. Серафиму (Поздееву), по преданию ПЦ БМД, в откровениях от ангелов. Тверской храм не случайно получил название в честь подвига «Новомучеников Российских». Причём, один из первых открытый на территории России.

 

Что же касается на упомянутой табличке слов «Истинно Православная Катакомбная Церковь», то действительно, ПЦ БМД имеет преемство от Катакомбной церкви (существовавшей в советское время), а точнее от Истинно-православной церкви, а также Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), их предстоятелей и архиереев: Геннадия (Секача), Феодосия (Гуменникова), Иоанна (Боднарчука).

 

Церковь имеет некоторые особенности в религиозной практике. Священнослужители считают, что она не может быть окончательно введена в формальные рамки застывшего канона. Литургии, совершаемые в Церкви, нередко отличаются одна от другой, хотя за основу берутся литургии Иоанна Златоуста и других христианских литургистов. Такой подход основан на том, что, по мнению представителей ПЦ БМД, на священнодействия и священнослужителей, совершающих литургии, оказывает влияние Святой Дух, а действует он по-разному.

 

В богослужебной практике помимо песнопений используется и инструментальная музыка. Церковь признает все семь христианских таинств. Литургии в 90-е годы проводились в основном в арендуемых светских учреждениях культуры, в частных домах и на квартирах.

 

Из канонической практики, беря много от традиционного православия, Церковь не приемлет столь жёсткого институционализма, присущего церквам Вселенского православия, в том числе Русской православной церкви (Московской патриархии) и также строгого разделения на духовенство и мирян. Церковь стремится осуществлять внутреннее и обращённое к внешнему миру социальное служение. В самом социальном учении, во многом построенном на откровениях Богоматери, утверждается идея будущей Богоцивилизации. В ней большое место займёт «Новая Святая Русь, преображенная, имеющая новую Церковь», новые отношения между человеком и Богом.

 

Храм в Твери - один из немногих типовых культовых зданий ПЦ БМД.

 

Как и во всём Вселенском православии, в Церкви богородичной ветви, а равно и в тверском храме, широко почитаются не только иконы, но и скульптурные изображения Божией Матери и святых. В храме представлено несколько икон Богоматери и среди них выделяются образы Божией Матери «Державная».

 

«Державная» - одна из наиболее чтимых икон. Пожалуй, такого её почитания (правда, как и иконы Казанской Богоматери, находящейся в женском монастыре Казани) не наблюдается ни в одной другой церкви Вселенского православия. Согласно церковным повествованиям, её явление произошло 15 марта 1917 года, в день, когда император Николай II подписал отречение от российского престола. Известно, что икона была найдена в запаснике, чуть ли не на чердаке, храма Вознесения Господня в селе Коломенском под Москвой.

 

В ночь перед обретением иконы крестьянке Андриановой, которая указала её местонахождение, во сне явилась Пресвятая Богородица и указала, где следует искать икону. На иконе изображена Божия Матерь с регалиями царской власти - скипетром и державой, с младенцем Иисусом на руках. На некоторых копиях иконы можно заметить даже то, что Младенец движением Своей руки препоручает державу Божией Матери. Такого изображения Божией Матери древняя традиция не знала.

 

Nikolay IIСвященники ПЦ БМД говорят, что это не просто икона, когда-то забытая, а потом обретённая, а преображённый образ Божией Матери «Оранта» (Знамение), на которой Божия Матерь изображена без Младенца, с распростёртыми руками. Она является уже в новой ипостаси - Богомладенец рождён, весь мир и Россия в частности, входит в новую эпоху.

 

Смысл её явления именно в час отречения Императора в том, что Богоматерь взяла в этот момент власть над Россией в свои руки. Божия Матерь образует среду, в которой дьявол не может действовать. Она пришла в мир для того, чтобы помочь человечеству победить грехи и пороки, овладевшие им. Её Царство - это Царство Святого Духа.

 

Вместе с тем, Богоматерь при любом подобном событии, при любом откровении просит исполнить Её волю и предупреждает о том, что будет, если не исполнить Её просьбу. По убеждению богословов, как правило, Её явления остаются замеченными только самым узким кругом людей, Её воля не исполняется, и к Её великой скорби мир преследуют многочисленные трагедии.

 

Трагические события, последовавшие за явлением иконы «Державная» - следствие того, что преображение иконы, как призыв Неба к деятельному церковному и всенародному покаянию, не было духовно воспринято Россией должным образом. Наряду с фатимским явлением в 1917 году в Португалии, где Царица Небесная призвала католическую иерархию соборно посвятить Россию Её Непорочному Сердцу, что означало бы, по-видимому, начало преодоления раскола между православием и католичеством.

 

В храме есть много копий этой иконы, они различаются фоном, на котором изображена Богоматерь - это может быть синее небо, где справа и слева от Богоматери изображены ангелы, а над головой - Святой Дух в виде голубя. Иногда на небе можно увидеть изображение радуги - символа завета Бога с человеком и неотступного Покрова Царицы Небесной. Существуют иконы, на которых Богоматерь изображена на фоне собора Василия Блаженного и Вознесенского храма в Коломенском.

 

В Тверском храме хранится ещё одна, также наиболее чтимая икона Божией Матери «Жена облечённая в Солнце". На этой иконе Божия Матерь стоит над Соловецким островом на фоне солнца. В одной Её руке - ковчег, в другой - огненный меч, которым Она пронзает древнего змия, как источник мирового зла.

 

Согласно учению Церкви, икона, связанная с будущими духовными преобразованиями земли, символизирует тайну рождения свыше, наступление Богоцивилизации. Бог желает преобразить мир, забывший о деятельном покаянии, поэтому он вынужден в муках и скорбях изменять человечество. В муках рождалась катакомбная Церковь на Соловках, почти через 80 лет она явилась в мире. Так и всё на земле, по теологическим утверждениям представителей ПЦ БМД, которые отражены в Апокалипсисе (Откровении) св. апостола Иоанна Богослова, - «скоро всё будет новым, останется только то, что благословляет Бог, то, что уже имеет черты Царствия».

 

С июля 1998 года в годовщину трагической гибели царской семьи Государя императора Николая II началось одно из значительных в России мироточений сотен крестов и икон, продолжающееся и поныне. Истинность этого происходящего чуда на Тверской земле была подтверждена специально созданной комиссией от Духовного Управления Церкви, посетившей Тверь летом 1999 года. Десятки тысяч людей со всего мира стали свидетелями этого чудесного знамения, сопровождающегося исцелениями и знаками свыше.

 

Богородичная Церковь связывает это мироточение с прославлением крестного подвига Соловецкой Церкви-мученицы и собора Новомучеников российских.

 

Можно много и долго рассказывать о разнообразных культовых предметах храма - иконах, крестах, о их своеобразной символике, их мистическом значении. Однако то, что уже было сказано даёт возможность сделать вывод: храмово-культовый комплекс в Твери, вне всякого сомнения, имеет статус религиозного назначения. В нём есть все, чтобы проводить молитвенные богослужения в соответствии с уставной деятельностью Местной религиозной организации «Община Православной Церкви Божией Матери Державная г. Твери».

 

Об авторе: Лещинский Анатолий Николаевич -
доктор философских наук
советник Российской Федерации 2 кл.
член Независимого экспертного
религиоведческого совета (НЭРС)
3.12.17 г.

 

Видео на Миротверь

Иоанн Богомил

 

>>> В раздел Видео на Миротверь

Музыка на Миротверь

Исполняет Иоанн Богомил

К. В. Глюк, мелодия из оперы Орфей и Эвридика

Л. В. Бетховен, увертюра Эгмонт

>>> В раздел Музыка на Миротверь

Фото на Миротверь

Свидетельство

svidetelstvo o reg1

     Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter