местная религиозная организация
ОБЩИНА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ДЕРЖАВНАЯ Г.ТВЕРИ

(свидетельство о государственной регистрации религиозной организации от 26 января 1999 г. №10)

 

Православное староверие, почитающее Божию Матерь

(религиоведческое исследование)

 

Современная Россия характеризуется самым широким спектром религиозной жизни. Православие (в понимании термина государственными органами и религиоведами) в РФ представлено Русской Православной Церковью, старообрядческими объединениями, а также рядом иных православных организаций русской традиции.

 

В своей научной монографии известный российский ученый религиовед А.Н.Лещинский1 утверждает: «В идеале определяющей целью вероисповедной политики является создание условий, сочетающих обеспечение возможности наиболее полной реализации прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания с обеспечением консолидации и стабильности общества… Таким образом, характеристика изменяющейся религиозной ситуации выявляет место в ней самостоятельных формирований Русского Православия.

 

Среди этих формирований особняком стоит Православная Церковь Божией Матери Державная с ее выделяющимся духовным лидером и особенностями ее подхода к истории православной церкви, ее учению и организации».

 Истоки богородичного движения

Современное православие богородичной ветви имеет свою духовную основу в глубине веков раннего неразделенного христианства, куда уходят и истоки христианского богородичного движения.

 

Историософские взгляды представителей богородичного движения в России на свои истоки изложены в многочисленных изданиях. Они суть следующие.

 

Почитание Богоматери, прославляемой в многообразных формах, было широко распространено с первых веков христианской церкви. После вознесения Иисуса Христа Она 16 лет провела на земле, наставляя апостолов и учеников.

 

И если с апостолами Господь провел три года, то со Своей Матерью тридцать лет, до начала Евангельского служения. Лишь после наставления от Марии в Сионской горнице апостолы обрели живую веру, в отсутствии которой их упрекал Христос, и смогли принять огненные языки Святого Духа в Пятидесятницу.

 

Св. Григорий Палама (афонский мистик, которому являлась Богородица, XIV в.) учил, что Святая Дева Мария наставила апостолов в исихазме, тайну которого Ей открыл архангел Гавриил. Затем это преемство живой веры и тайнозрительной молитвы, преемство непосредственного общения со святыми и Пречистой Девой, по убеждениям представителей богородичного движения, передавалось от старца к старцу, вплоть до наших дней.

 

Для подтверждения своих убеждений они прибегают к многочисленным наставлениям святых отцов, старцев, учителей и богословов восточного и западного направлений христианства, как древних, так и современных, писавших о Деве Марии.

 

Богословы богородичного движения обращаются к трудам св.Иоанна Дамаскина, созерцателя св. архиепископа Григория Паламы и других церковных авторов, у которых ярко выражено учение о вселенской, путеводительной миссии Богородицы (см., например, «Творения преподобного Иоанна Дамаскина», Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники (перев. свящ. М.Козлова, Д.Е. Афиногенова, 1997), а также «Омилии» (Беседы) св. архиепископа Григория Паламы). Особое чувство к Богоматери ярко выражено и у многих других древних и современных подвижников Христианства.

 Об учении и жизни последователей богородичного движения

В своем учении и жизни последователи современного богородичного движения продолжают традиции живой веры и святости, наследуемые от апостолов и отцов Церкви через св. старцев-нестяжателей, подвижников Святой Руси. Это преемство они также связывают с апостолом Андреем Первозванным. Он передавал дары веры, как говорят, от сердца к сердцу, по воле Святого Духа.

 

Богородичная церковь обращает внимание на то, что через сердца подвижников нестяжательного святого православия, из известных – равноапостольного князя мученика Николая-Аскольда, свв. Антония и Феодосия Киево-Печерских, Нила Сорского, Паисия Величковского, Серафима Саровского, Оптинских старцев, Иоанна Кронштадтского, патриарха св. Тихона, старца Захарии, Феодосия Северокавказского, Евфросиньи Почаевской, Иннокентия и Феодосия Балтских, владыки Серафима (Поздеева), патриарха Истинно Православной (Катакомбной) Церкви (тайного преемника патриарха св.Тихона), Русь приобщалась к духовному миру, святой любви и евангельской правде.

 

Богородичная церковь также особое внимание обращает на имена знаменитых богословов, гимнографов и песнопевцев, которые в веках запечатлели славу Божией Матери, составив сокровище богородичных молитв и канонов. Ее славили св. Иоанн Дамаскин (+780 г.), св. Феофан Начертанный, митрополит Никейский (IХ век) и св. Иаков Иерусалимский, свв. Константинопольские патриархи Анатолий (V век), Герман (VIII век) и Сергий, св. епископ Косьма Маиумский (+776 г.) и св. Георгий Никомидийский, св. архиепископ Андрей Критский и множество других.

 

Христианство разработало церковную сокровищницу учения о Богоматери, о Ее служении Господу и человечеству.

 О различных взглядах на развитие догматических учений

Представители современного богородичного движения в учении о своих истоках придают большое значение как библейским откровениям, на основе которых формировалось все христианское учение, так и дальнейшим откровениям, вошедшим в св. Предание. На сегодня существуют различные взгляды на развитие догматических учений. Богословы богородичной ветви обращаются для интерпретации этих двух положений к суждениям богословов вселенского православия.

 

В частности, иеромонах о.Илларион (Алфееев) (ныне епископ Венский, Московский патриархат), обращается к духовному наследию св. Григория Богослова (IV в.), …выдвигает идею постепенного развития церковной догматики, которое происходит благодаря тому, что он называл «прибавлениями» т.е. благодаря постепенному уточнению и обогащению богословского языка.

 

В восточном понимании Писание есть часть Предания: Писание выросло из Предания и отражает определенную стадию развития Предания – развития, которое на этой стадии не закончилось. Григорий выразил здесь традиционную для восточно-христианского богословия идею Священного Предания Церкви как главного источника веры.

 О догмате Пренепорочного Зачатия Богородицы

В Сведениях об основах вероучения и соответствующей ему практики, истории возникновения Местной религиозной организации Община Православной Церкви Божией Матери Державная г.Твери утверждается:

 

«Церковь признает учение о древлеправославном пренепорочном зачатии Пресвятой Богородицы, светло празднуемом всем Православным миром, и о Ее телесном Вознесении на небо в честном и славном Успении, также празднуемом Православными Церквями, отраженные в трудах св. От­цов (см., например, «Четьи-Минеи» св. Димитрия Ростовского, особенно в первых изданиях, но также и в современных изданиях: напр., «Жития святых, изложенные по ру­ководству Че­тьих-Миней св. Димитрия Ростовского», М., Синодальная Типография, 1903, репр. изд., с.180-181 и др.; труды свв. Иоанна Дамаскина, Григория Паламы и др.), а также в богослужебных текстах православной церкви.

 

При этом речь не идет о католических догматах, принятых западной церковью, но о святоотеческом, литургическом учении гре­ко-кафолической право­славной церкви, являющимся догматическим источником и непре­рекаемым авторитетом Церкви. Подобная вероучительная практика распространилась в христианстве начиная с кон­ца II-го века, которая была отражена в учении староверов до никоновских реформ (см., напр., прот. Г.В. Флоровский «Восточные отцы V-VIII веков», М., «Палом­ник», 1992, 2-е изд., с.135-137, а также «Православный Катехизис»).

 

В Фатимском откровении 1917 г. о России (явившемся следствием посвящения страны императором Николаем II эгиде Пресвятой Богородицы, Царицы неба и земли, и явления иконы Державной Божией Матери в Коломенском) Пресвятая Дева указала путь и сообщила ключи: посвящение Ее Пренепорочному Сердцу и молитва Розария (Лествица или Богородичное правило в православной традиции).

 

Представители ПЦБМД утверждают:

«Мы насчитываем восемь очагов истинного православия в истории богородичного христианства (уделы Царицы Небесной):

-   Афон, как престол самой Богородицы, духовная школа исихазма и созерцания;

-   Киево-Печерская лавра. Свв. Антоний и Феодосий Киево-Печерские и собор старцев-схимников;

-   заволжские скиты нестяжателей Нила Сорского;

-   Паисий Величковский, монастырь XVIII века (умное делание);

-   Духостяжание преп. Серафима Саровского, Дивеевская обитель Серафима – четвертый удел Царицы Небесной;

-   Собор Оптинских старцев;

-   Соловки – преображение всей христианской церкви во скорбях, Собор соловецких и всероссийских новомучеников;

-   Православная Церковь Божией Матери Державная, наследующая от Соловков и от русского старчества прямое преемство печатей и Духа Святого».

 Развитие традиционного вероучения

К середине 90-х гг. было издано несколько книг, излагающих откровения Богоматери, изданы книги по истории христианской церкви, в которых нашли своё отражение своеобразные подходы к этой истории представителей Богородичной ветви, а также взгляд на историю отечественной православной церкви. Постепенно формируется и культовая практика церкви на основе глубоких традиций православия.

 

Существует обширная вероучительная литература, она является источником для изучения догматики церкви. Немаловажным источником является подготовленный и изданный церковью в 1997 г. «Державный Катехизис». В нём получает развитие, прежде всего, учение христианской церкви о Божией Матери.

 

Церковь настаивает на том, что она не порывает с христианской, в частности, православной традицией, а также на том, что, не порывая с традицией, она возвращается к прежним евангельским основам и развивает некоторые стороны традиционного вероучения.

 

С этой стороны наиболее оригинально у церкви выглядят такие учения, как о Священном Писании, о Богородице, о новой Богородичной церкви, об иерархии, о преображении, о душе, о таинствах, о втором пришествии Христовом и об антихристе, о мире и историко-философское учение, имеющее преломление во взгляде на русскую историю гражданскую и церковную.

 О почитании Богоматери

Уже в древние времена мы встречаем большое количество высказываний многих отцов Церкви, прославленных старцев, монахов, связанных с почитанием Богоматери. Это особое почитание заметно в литургических текстах, в акафистах, в праздниках, посвящённых Богоматери, а также в посвящении в Её честь престолов. К примеру, Древневосточная Эфиопская церковь отмечает 33 богородичных праздника.

 

Уже в первое тысячелетие существования христианства было написано множество икон, посвящённых Богоматери, немало из которых стали чудотворными. Во втором тысячелетии можно говорить о некотором спаде в Её почитании, однако некоторые христианские церкви его продолжали.

 

Православная Церковь Божией Матери Державная на рубеже XX и XXI вв. стремится вернуть усиленное почитание Богоматери, существовавшее в первом тысячелетии христианства. Однако это особое почитание приобрело в деятельности церкви своеобразное содержание и формы. Ещё раз заметим, что учение это строится, прежде всего, на откровениях Богоматери, данных далеко не только архиеп. Иоанну.

 

Немного отвлекаясь, заметим, что в последние годы богословы церкви уделяют большое внимание изучению истории этих откровений как на Западе, так и в России. Ими завершена и издана книга откровений Божией Матери с I по XX века.

 

Большое внимание уделяется явлениям и откровениям Богородицы в лоне православия, данным преп. Серафиму Саровскому, Сергию Радонежскому Иоанну Кронштадскому, старцу Силуану Афонскому, соловецкому узнику и исповеднику старцу Сампсону Сиверсу, последнему духовнику Троице-Сергиевой лавры схиархимандриту Захарию, схиигумену Савве, схиигумену Амфилохию Почаевскому и другим подвижникам Православия, что отражено в их житиях, наставлениях и свидетельстве…

 

Само же создание Православной Церкви Божией Матери Державная как организационной структуры действительно можно определить как одно из социальных явлений нашей современной жизни, проявляющееся в деятельном прославлении Царицы Небесной.

 

Таким образом, церковь (ПЦБМД) считает, что своим вероучением она возвращает святоотеческое и литургическое учение о непорочном начале новой, святой, благочестивой жизни во Христе, которое несет человечеству Пресвятая Дева, Предстательница о спасении рода человеческого или, говоря теологическим языком, «рода Адамова».

 

Как и все Христианство, включая Православие, церковь уделяет большое внимание литургической практике. Церковь служит литургию Иоанна Златоуста на русском и церковнославянском языках; богослужебные тексты православной церкви переводят на понятный современному прихожанину язык.

 

Наряду с традиционными текстами церковь включает молитвы не только о страждущих, о болящих вообще, но и конкретно о наркоманах, бомжах. В традициях богородичного старчества священнослужители обращаются к практике живой молитвы и опыту духостяжательного подвижничества.

 

Быть церкви ближе к мирянам – вот, пожалуй, главное стремление ее духовенства. С таким духовным стремлением можно встретиться в других частях культовой практики, а также в организационной структуре церкви.

 В Твери один из первых храмов России, посвященный прославлению подвига новомучеников российских 

С отдельно существующим, в какой-то степени типовым храмом автор познакомился в Твери. Это первый в России храм, также небольшой храмовый комплекс, посвященный новомученикам российским. В его состав входит Храм Новомучеников Российских, часовня св. Евфросинии и часовня с находящимися в ней мироточащими крестами и иконами.

 

Храм открыт для посещения верующими, богослужения совершаются почти ежедневно. На территории, как и в других молитвенных зданиях церкви, создана атмосфера, напоминающая Соловецкую Голгофу – булыжники, разбросанные таким образом, что контур этого места напоминает очертания Соловецкого острова. Также растут мхи и травы, которые можно увидеть на Соловках.

 

Храм Новомучеников Российских небольшой. Он был перестроен из заброшенной котельни – его стены были побелены, возведена колокольня, построена трапезная и небольшая ризница с северной стороны алтаря. В храме есть иконостас с царскими вратами, состоящий из одного чина, до полутора метров в высоту.

 

Также имеется специальное помещение для исповеди, что отличает его от прочих православных храмов. Именно в этом помещении в июле 1998г., находящийся в храме образ Божией Матери «Таинственная Роза» начал мироточить, а после него многие кресты и иконы.

 

Одной из святынь храма является мироточащий деревянный крест, находящийся рядом с плачущим образом Богородицы. Он также мироточил, находясь рядом с мироточащей статуей.

 

Особым почитанием пользуется небольшой, помещаемый на ладони, камень из-под Секирной Горы на Соловках и отрезок колючей проволоки, которой был ограждён Анзерский скит.

 

Во дворе храма находится маленькая часовня, в ней может расположиться не более пяти человек. С 1998 г. в эту часовню начали собирать мироточащие кресты и иконы. На одном из крестов миро засохло в виде застывших крупных капель. При входе в часовню совершенно ясно ощущается благоухающий (ароматный) запах мира.

 

С северной стороны храма расположен колодец, вода из которого считается целебной. В воду колодца капают миро. По сторонам колодца расположены купели для омовений (мужская и женская).

 

Чуть дальше от колодца находится часовня преп. Евфросинии, также очень небольшая по площади. Служители храма совершают в ней уединённые молитвы.

 Державная икона Божией Матери почитается, как ни в одной другой церкви Вселенского православия

Как и во всём Вселенском Православии, в Богородичной ветви широко почитаются иконы, а также скульптурные изображения Божией Матери и святых.

 

Державная икона Божией Матери является одной из наиболее чтимых икон в церкви, пожалуй, такого её почитания нет ни в одной другой церкви Вселенского православия. Согласно церковным повествованиям её явление произошло 15 марта 1917 года в день, когда Император Николай II подписал отречение от Российского престола…

 

В Тверском храме хранится ещё одна, также наиболее чтимая икона Божией Матери «Жена облечённая в Солнце». На этой иконе Божия Матерь стоит над Соловецким островом на фоне солнца.

 

В Тверском храме Новомучеников Российских находится икона «Братство Серафимово». На ней видим св. Серафима Соловецкого и двенадцать Соловецких старцев, «омывших своими слезами и кровью грехи России». Внизу иконы изображено Белое море, посреди которого Соловецкий остров. Белое море помимо моря, в котором расположены Соловки – символизирует море слёз Богоматери и Соловецких святых. Над островом на иконе изображено облако, на котором стоят св. старцы. Над ними свет от огромного креста. Справа от креста изображена плачущая Богоматерь, стоящая на другом облаке, а в центре креста – Соловецкий Агнец.

 Богородичная ветвь русского Православия сохранила в своей основе традиционную структуру церкви

Таким образом, Богородичная ветвь русского Православия сохранила в своей основе традиционную структуру церкви. Как это и принято в православии, она живет по своему уставу. По уставу осуществляют свою деятельность её отдельные организационные структуры.

 

К особенностям в организации ПЦБМД относится не та форма, в которой Церковь существует, а содержание отношений между духовенством и мирянами и в целом между всеми членами Церкви. Чем отличаются эти отношения – это, прежде всего простота, доверчивость, открытость, духовная близость и взаимопомощь между членами Церкви.

 

Вследствие этого, в результате «покаянного осмысления» трагических вех церковной истории и стремления принести достойные плоды покаяния, а также вследствие изучения, помимо древней апостольской и святоотеческой традиции, современных нам явлений и откровений Пресвятой Девы Марии, Иисуса Христа и святых в ХIХ-ХХI вв., в Церкви Божией Матери постепенно произошло духовное соединение некоторых Западной и Восточной традиций.

 

Учитывая древний и современный духовный опыт, церковь получила значительный импульс к развитию Христологической и Марианской теологии третьего тысячелетия, к собиранию великой сокровищницы Премудрости. Марианское движение через православие богородичной ветви выходит сегодня на новый уровень.

  Нестяжательность и миротворчество – основа духовной жизни

Церковь не устанавливает и не берет плату за совершение таинств обрядов и треб. Главные материальные поступления в церкви идут от пожертвований. Для них организованы специальные места с установленными ящичками и другими подобными предметами для самостоятельного и добровольного внесения пожертвований прихожанами.

 

Наряду с распространением православного вероучения (богородичной ветви), Православная Церковь Божией Матери Державная видит свою миссию и в социальном служении. Данную сферу своей деятельности церковь основывает на заповедях Ветхого Завета, на словах, проповедях и деяниях Иисуса Христа, св. апостолов и апостольских мужей, на социальном учении отцов христианской церкви, на деяниях целого сонма её подвижников.

 

Среди звеньев социального учения выделяется отношение к богатству. Церковь последовательно проводит принципы нестяжания, которым отличалось раннее христианство (православие), его общины, монашеские обители. Она также придерживается традиции нестяжания, которую утверждал Нил Сорский и заволжские старцы-нестяжатели. Современная Богородичная ветвь русского православия действительно не отличается стяжанием богатства и больших материальных ценностей.

 

В богослужебной практике церковь, при сохранении традиционных средств (атрибутики), символики таинств, вносит свои некоторые особенности.

 

В своей уставной деятельности Церковь следует принципам Евангельского мира и межконфессионального сотрудничества христианских церквей. В Церкви остается традиционное деление её членов на духовенство и мирян, но заметно стремление к установлению братских доверительных отношений между ними, сплочению и единению во Христе.

 

При всей бедности церкви, некоторые средства, поступающие от пожертвований, она пускает на благотворительные дела. Эта миссия последовательно проводится с самого момента существования церкви.

 

Она следует традиционному православному учению и практике, стремится к полному раскрытию духовных и душевных дарований личности, здорового и высоконравственного образа жизни, благочестивой семьи.

Богородичная церковь против нарушений общественной безопасности и общественного порядка

Для членов церкви и служителей церковной организации в отношении их гражданских прав и обязанностей не устанавливаются никакие ограничения, кроме традиционно исповедуемых православием.

 

Следуя традиции Православия, Богородичная церковь против нарушений общественной безопасности и общественного порядка, подрыва государственной безопасности, против действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации. Церковь выступает против пропаганды войны, человеконенавистничества.

 Церковь выступает за возрождение здоровой семьи

Особое внимание церковь уделяет молодым семьям и вступающим в браки. Она выступает за возрождение здоровой семьи, передачу бесценного опыта духовной жизни подрастающему поколению. Волонтеры церкви оказывают духовную и социальную помощь населению, прививая образцы святости. Люди разного возраста получают утешение и помощь, обретая живую веру и надежду на будущее. В настоящее время основные усилия социального служения Богородичной церкви направлены на укрепление семейных устоев, увеличение рождаемости, воспитание целомудренности и благочестия.

 Истоки Церкви Божией Матери уходят вглубь веков 

Из всего вышесказанного можно сделать следующие заключения и выводы:

  1. Православная Церковь Божией Матери Державная представляет богородичное движение в русском Православии. Хотя как община Катакомбной Истинно Православной Церкви она сформировалась в 80-гг. XX века (как официальная организация в 1992 г.), истоки её учения, религиозной практики и организационной структуры уходят далеко вглубь веков – в античное христианство.

  2. Богородичная церковь призывает вернуться современное православие к древним добрым традициям староверов, в том числе и к истокам живого почитания Богородицы на Руси.

  3. Как считают представители богородичного движения, древний период христианства и православие Древней Руси характеризовались братством и простотой общения между учителями церкви и рядовыми верующими, не столь выраженным институционализмом, свободой в вероучительной проповеди (апостольском служении), духовным творчеством, церковным нестяжанием и усиленным почитанием Богоматери. Именно этому они и призывают следовать христиан всех направлений.

  4. Отличаясь усиленным почитанием Богородицы, представители движения указывают в своих произведениях, проповедях и других устных выступлениях на то, что такое почитание, начавшееся с древних времен, продолжалось и в последующие периоды христианства. Это было наиболее выражено в афонской традиции старчества, староверов, старцев-нестяжателей, подвижничестве Серафима Саровского и дивеевских сестер, среди некоторых вероучителей православия, представителей монашества и среди большой части православного народа. Но, как видно из оценок со стороны богородичных богословов, – официальное православие не поддерживало усиленного почитания Богоматери. А что касается Её откровений, то они признавались выборочно, имея в виду отдельные личности.

  5. Особое отношение к Богоматери выражается в почитании Ее откровений, явлений, многочисленных икон, создании скитов, монастырей, братств, посвященных Ей. Православную Церковь Божией Матери Державная можно определить как богородичное движение в российском Православии, которое не всегда обретало организационные формы в истории России.

  6. В организационно оформленном российском богородичном движении (ПЦБМД) много традиционного, идущего от раннего периода христианства. Но в ней, как показывают вышеприведённые материалы, много того, что выделяет Церковь Божией Матери из ряда других церквей Вселенского православия при сохранении ею многих черт традиционности.

  7. Отсюда можно сделать еще один вывод об особом положении богородичной церкви среди появившихся в России за последние 20 лет новых религиозных движений.

    У церкви особое отношение к такому богословскому понятию, как «канон». Похоже, что она не интерпретирует его как нечто застывшее и считает, что Церковь вольна (свободна) вносить в сформировавшиеся учения и религиозную практику нечто своеобразное, соответствующее современным жизненным реалиям. В то же время она стремится возвращаться к особенностям жизни церкви, существовавшим в прошлом.

 

Таким образом, можно выразить сомнения по поводу отнесения исследуемой Богородичной церкви к новым религиозным движениям. Истоки ее уходят вглубь веков. К новому здесь можно отнести, прежде всего, саму организацию церкви, то есть регистрацию общины Богородичной ветви Истинно Православной Церкви, вышедшей из катакомбного состояния, и затем регистрацию централизованной религиозной организации, а также некоторые своеобразные нововведения в культовой практике.

В ней многое, что внешне представляется новым, в сущности своей забытое, но возрождаемое старое.

 

 По материалам научной монографии ученого религиоведа: Анатолий Лещинский. «Особенности богородичного движения в России
(Из опыта социально-философского анализа)
» М., РОИР, 2005. ­222 с.

 

Доктор богословия
о.Илья (Попов)

 


[1] Доктор философских наук, профессор кафедры религиоведения Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета, советник Российской Федерации 2 класса (специалист-эксперт по вопросам государственно-конфессиональных отношений) Анатолий Лещинский. «Особенности богородичного движения в России (Из опыта социально-философского анализа)» М., РОИР, 2005. ­
222 с.
   

 

Видео на Миротверь

Иоанн Богомил

 

>>> В раздел Видео на Миротверь

Музыка на Миротверь

Исполняет Иоанн Богомил

К. В. Глюк, мелодия из оперы Орфей и Эвридика

Л. В. Бетховен, увертюра Эгмонт

 

>>> В раздел Музыка на Миротверь

Фото на Миротверь

Свидетельство

svidetelstvo o reg1

      Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter